пятница, 5 июня 2020 г.

Интервью: Продукты в каждый дом по доступной цене

Подготовлено по материалам видео-интервью
полная версия которого размещена в конце статьи

Андрей рассказывает про уникальные возможности для владельцев коммерческой недвижимости, российских производителей продуктов, как сочетается его многолетний опыт в торговле с инновациями в логистике, использовании самых передовых IT решениях.

Скачать подкаст

Андрей Кобальнов – инициатор глобального сервисного проекта
по созданию доступных магазинов в спальных районах


И. Греднев: Здравствуй, Андрей! Рад тебя видеть!
А. Кобальнов: Привет!
И. Греднев: Я думаю, что вся наша аудитория тебя с удовольствием послушает. Скажи, кто ты, что ты, чем занимаешься последние годы?
А. Кобальнов: Я предприниматель. Последние годы занимаюсь коммерческой недвижимостью и помогаю людям переезжать в Краснодарский край на постоянное место жительства и в данный момент, так как очень сильно связан с торговлей, имею собственный семейный бизнес. Сейчас занимаюсь еще IT–проектом – сервисом для маленьких магазинов (в основном, продовольственных).
И. Греднев: Расскажи немного подробнее, как ты стал этим заниматься, может быть, это связано с твоим хобби?
А. Кобальнов: Торговля – это, наверное, в крови нашей семьи, потому что моя бабушка – Царствие ей Небесное! – в советской торговле работала очень много. Моя мама имеет торговое образование, она всю жизнь в торговле. В 1992 году, когда Ельцин разрешил свободную торговлю, мы, когда происходила приватизация, купили на аукционе два магазина на побережье в поселках и, собственно, стали развиваться в торговле. Я учился, параллельно работал (торговый бизнес работал всегда). И разными видами бизнеса тоже занимался: фотостудия у нас была, овощами торговали, запчастями, игрушками. Много чем занимались, и параллельно я периодически работал в найме. Одно время у нас было агентство недвижимости – в 2005 году. В 2008 году мы его закрыли, потому что упал очень сильно спрос, кризис был. Я занимался коммерческой недвижимостью и еще запчастями какое-то время. Торговля наступала, давили федеральные сети, менялась конъюнктура рынка.
И. Греднев: Скажу так: когда я внимательно посмотрел твой сайт в сфере услуг с недвижимостью, ты мне показался очень крутым профессионалом – по крайней мере, внешне все написано очень грамотно, классно. Те видеоролики, которые ты загрузил, мне было одно удовольствие посмотреть.
А. Кобальнов: Наверное, сейчас они смотрятся очень «по-старорусски», потому что все они делались очень давно. Давно я не уделял этому внимания, потому что одно время переселения были хобби, затем это занятие стало приносить доход, торговля стала приносить доход. Я организовал торговую компанию на YouTube, занимался поставкой сыра в рестораны, собственно, когда я заморочился с организацией всех процессов в этой компании – можно ее так назвать, это был такой startup небольшой – тогда родилась идея создать сервис для магазинов, который помог бы эффективно конкурировать с федеральными сетями. Вот, собственно, как-то так.
И. Греднев: Я так понимаю, что этой идеей последние полгода ты активно живешь, рассказывая о ней и пропагандируя ее?
А. Кобальнов: Я бы сказал даже больше: я где-то что-то подсмотрел еще в 1996 году в Польше, тогда мы останавливались у знакомых в Польше – тоже предпринимателей. Они нам показывали, как у них устроен магазин Сash & Сarry – магазин для бизнеса. Когда мы узнавали, как у них организованы цепочки поставок, то для меня было шоком, как у них все работало. По сути дела, бизнес эволюционировал совсем по-другому, мы сейчас вернулись к тому, что было когда-то в 1996 году в Польше. Сейчас просто технологии шагнули гораздо дальше вперед. По многим технологиям мы сейчас находимся, как минимум, на уровне мировых стандартов и мировой практики, скажем так. В связи с увеличением проектов, связанных с автоматизаций, снижением себестоимости обработки данных, собственно, и стал актуальным тот проект, которым я сейчас занимаюсь. Я о нем думал очень много в разные периоды времени, просто не было возможности это делать. По каким-то обстоятельствам это было невозможно, очень-очень дорого, да и просто нереально. Сейчас обстоятельства таковы, что пару лет назад ввели онлайн-кассы, информация о продажах стала доступной, никто не стал ее скрывать, с этой информацией можно работать и предлагать услуги в сфере retail. Плюс, сейчас, как вы видите, кризис, но продовольственные магазины работают. Мы убедились, что как бы плохо ни было в стране, продовольственные магазины всегда будут работать.
И. Греднев: Андрей, мне твой проект искренне нравится. Я готов его в любом формате поддержать, каким-то образом поучаствовать. Меня интересует такой момент: насколько готова инфраструктура, помимо IT-технологий, к работе с мелкими заказами? Все ведь жалуются, что у нас неразвита именно структура логистики. Одно дело, когда у тебя собственный транспорт, свои водители, ты их сам контролируешь все время на каждом этапе. А подрядчики, которые вынуждены везти, скажем, килограмм помидор, разве они будут это делать качественно?
А. Кобальнов: Мы знаем, как решить этот вопрос. На самом деле, во многих компаниях вопрос этот решен. То есть, если вы сейчас закажете любой товар, то вам его привезут. Вопрос только в том, как быстро и дешево вам привезут этот товар. Даже если вам привезут испорченный товар – вы можете его вернуть. Если привезут поврежденный – вы можете попросить денежную компенсацию. Все денежные вопросы, связанные с процессом логистики, отрегулированы, и на каждый вопрос есть ответ.
И. Греднев: Скажи, а доставку делают сами поставщики или все-таки аутсорсинговые транспортные компании?
А. Кобальнов: В нашем проекте мы делаем доставку за счет партнеров, то есть, по сути – это аутсорсинг. У нас проект партнерский, мы объединяем ресурсы в партнерскую сеть участников рынка продуктов питания, исключая всяких посредников; при этом мы не участвуем в ценообразовании. Поэтому напрямую назвать себя посредником, наверное, будет неправильно. Хотя монетизация у нас предусмотрена. Тот вопрос с логистикой, который ты задавал, решен, в том числе в других проектах. Мы просто используем наработки, которые уже есть. У нас есть собственные ноу-хау в коммуникациях, скажем так, которых еще ни у кого нет.
И. Греднев: Тогда расскажи самую суть для той аудитории, для которой этот проект рожден. 3 – 5 минут по каждой аудитории.
А. Кобальнов: В первую очередь, наш проект – для владельцев маленьких магазинов. На перспективу – для владельцев помещений, в которых можно организовать магазин продуктов питания. Мы берем под управление все цепочки поставок, закупки, управление ассортиментом, товарной матрицей. Владельцам помещения, бизнеса остается только контролировать процессы в оффлайне: то, что делает персонал, какие-то сиюминутные задачи. Остальные процессы автоматизированы. Самое главное: для владельцев бизнеса мы даем возможность контроля. Они смогут контролировать все бизнес-процессы через свой смартфон, свой личный кабинет. Это для магазинов.
Соответственно (об этом я не буду долго говорить), мы вытеснили из цепочки товаров посредника, тем самым прибыльность магазина увеличивается. Мы соединяем прямыми контрактами владельцев магазина и производителей. У нас только прямые контракты. Мы решили вопрос дебиторской задолженности и, соответственно, логистики. Данная платформа позволяет всем – логистам, другим компаниям, оказывающим иные услуги (бухгалтерский учет, составление деклараций, экологических паспортов и т.д.) – коммуницировать друг с другом. Я не хочу говорить громкие слова, как, например, Герман Греф, о том, что они строят огромную бизнес-экосистему. Фактически, то, что мы делаем – это миниатюрная бизнес-экосистема для русского сегмента – «ru». Она рассчитана на владельцев магазинов «у дома». Тот большой объем работы, который выполняют владельцы такого бизнеса, мы берем на себя, делаем за него эту работу. При этом наша платформа позволяет связать воедино конечного потребителя. Мы нарисовали всю архитектуру и будем дальше проект развивать, как платформу B2B или B2C, соответственно. Всем есть выгода. Мы даем логистам заказы на доставку грузов с четким, понятным регламентом, процессами, оплатами. Для производителей хотелось бы отметить: вся наша товарная матрица базируется на местных производителях! Те товары, которых нам не хватает, мы добираем из других регионов или из импорта. В каждом регионе производятся продукты питания. На этих производителях мы и базируемся. Мы можем равномерно распределять их объемы продукции по всем партнерским магазинам, участвующим в системе.
И. Греднев: Услышал. Теперь, пожалуйста, сформулируй свой запрос (я надеюсь, что нас будет смотреть не одна сотня человек). Каков твой запрос, посыл для индивидуальных предпринимателей: что ты можешь им предложить и чего ожидаешь от них?
Допустим, завтра, посмотрев это видео, тебе делает звонок человек и говорит: «У меня есть помещение, вокруг меня микрорайон, поблизости нет ни «Пятерочки», ни «Магнита». Давайте попробуем сотрудничать. Что от меня нужно?»
А. Кобальнов: Мы находимся на этапе тестового запуска. Протестированы все бизнес-процессы, в которых мы не были уверены. Сейчас мы запускаемся в системе предпромышленной эксплуатации. Можно сказать, «полноценном тестовом режиме».
С теми, кого это заинтересует, нам нужно, во-первых, встретиться, оценить помещение, определить именно для этого помещения нужный формат. Под этот формат нам нужно составить проект магазина, проект товарной матрицы, то есть практически мы полностью создам проект магазина на данное помещение с учетом особенностей его места расположения. Мне нужно набрать не менее 20-ти таких помещений, чтобы мы запустили свой проект.
И. Греднев: В общем, один магазин тебе нельзя запускать, нужно минимум 20? Объединить – и процесс пошел?
А. Кобальнов: Да, да. Система так устроена, что нужен какой-то минимум магазинов, чтобы это заработало. Иначе работа будет либо с перекосом, либо в убыток. Мы хотим, чтобы это максимально быстро вышло в ноль, весь наш проект. Участие в этом проекте выгодно уже с момента запуска, то есть магазин уже с момента открытия начинает получать товар по выгодным ценам, начинает его продавать и получать возврат своих вложений, инвестиций, поэтому на данном этапе у нас конкретная задача – привлечь как можно больше владельцев помещений, магазинов, заключить договора и начать работать.
И. Греднев: В таком случае, я думаю, что это видео должны увидеть: а) собственники помещений; б) риэлторы и в) разные фирмы, которые занимаются продажей, упаковкой разных видов бизнеса. Тебе необходимо провести десяток-другой переговоров. Как только дойдет некий пул до 20, 22 – 25 – ты их сажаешь за один стол и говоришь: «Ребята, все, срок запуска (условно говоря) 1 июня – и поехали!». Правильно понимаю?
А. Кобальнов: Да, и я больше скажу, что несколько переговоров прошли, уже есть ряд товарищей, желающих участвовать в проекте.
На самом деле, мы очень сильно продвинулись в плане организационных моментов и формирования товарной матрицы, у нас это практически все есть. Но если говорить о сроках, то если сейчас не сорвется стадия переговоров, то через два месяца мы можем начать работать полноценно с широким ассортиментом товара.
И. Греднев: Какие сложности, риски для твоих партнеров все равно могут присутствовать? Например, сроки окупаемости или другие риски. Расскажи о них.
А. Кобальнов: Конечно. Для владельца магазина (по нашим предварительным подсчетам) стоимость запуска магазина будет стоить примерно 45 000 рублей за квадратный метр, магазин с торговым залом может быть от 50 и выше метров. Это может быть и 150, и 300 – 400 метров. Примерные расходы будут составлять 45 000 рублей за квадратный метр. Возврат и окупаемость инвестиций не более года.
У нас есть разные программы через банки-партнеры, которые позволяют сократить размеры личных инвестиций владельца, то есть, допустим, торговое, кассовое оборудование, иные большие затраты осуществить с помощью выгодных банковских кредитов. Если не в ближайшие месяц-два, то в дальнейшем банки будут предлагать кредиты на выгодных условиях для бизнеса.
И. Греднев: Ты ведешь различные переговоры, много вращаешься в бизнес-кругах. Вопрос: повлияла лично на тебя ситуация с этим вирусом, карантином? Как стали реагировать люди вокруг тебя?
А. Кобальнов: Во-первых, мне пока сложно ответить на этот вопрос, так как мы находимся в изоляции. Я оцениваю это положительно, как и люди из моего ближайшего окружения. Все, кто со мной связан, видят: рынки рухнули, а рынок продуктов питания остался. Все понимают, что как бы плохо ни было, а потребность в пище всегда есть. Все, с кем я общался, понимают ценность продукта (я вижу, что смог донести до них эту информацию) даже в условиях кризиса. Они понимают, что продукт, который мы делаем, очень ценен для бизнеса, он дает совершенно новые возможности для малого бизнеса и retail. Что еще можно сказать: я считаю, что мы выйдем из этой ситуации. Некоторые предприниматели, с которыми я общаюсь, конечно, очень сильно пострадали, особенно сфера общепита, с этим сложности очень сильные. Но мы все равно поднимемся и будем дальше продвигать свой проект и все, что связано с продуктами питания.
И. Греднев: У меня к тебе личный вопрос: как ты снимаешь стресс, расслабляешься, отдыхаешь в эти недели карантина?
А. Кобальнов: Я занимаюсь предпринимательством с 1992 года. Начинал с того, что продавал и покупал на оптовом рынке лимонады, пепси-колу, сухое вино, сигареты, пиво и все это продавал на стройки иностранным специалистам. Купи-продай, по большому счету. Но мы прошли очень большой этап, у нас сформировались предпосылки к созданию большого производства. Мы прошли через массу всяких кризисов, поэтому сегодня для нас это не кризис, я не ощущаю никакого стресса. Ситуация, конечно, неприятная, но мой мозг понимает, что это обычные предпринимательские риски, что нам никто ничего не должен, и что плановые показатели будут расти в гору. Кризисы всегда были и будут – если не эпидемия, как в данном случае, так торнадо бы прошел, или еще что-нибудь. Это все предпринимательские риски, я к этому отношусь нормально. Скорее, я испытываю стресс от того, как подается информация об этой ситуации с эпидемией.
И. Греднев: У меня вчера ночью было интервью с человеком, который сейчас находится в Мексике, наш предприниматель. У него, как он говорит, большой опыт общения с людьми за последние недели. Так вот, он говорит, что у него хорошие знакомые на Кипре, в Италии, в Аргентине, в Канаде, и в каждой стране люди критикуют свое правительство по поводу того, что «…вот там, где-то там, в другой стране все намного лучше!». Делюсь, так сказать, наблюдениями!
А. Кобальнов: Ну, конечно, статистика говорит о том, что из числа уехавших из России процент возвращенцев очень маленький. Это скупые цифры статистики. Я привык к системе, когда государство ничего не давало предпринимателям, а, наоборот, все забирало все годы. Поэтому стресса здесь нет никакого, в том числе лично у меня. Если говорить о том, как я снимаю стресс, то могу сказать, что относительно недавно бросил выпивать, завязал со спиртным и не чувствую никакой потребности снимать стресс.
И. Греднев: Твой совет всем людям, которые будут смотреть это видео: также спокойно ко всему относиться? Все пройдет, наладится, все будет хорошо? Или у тебя какие-то другие мысли?
А. Кобальнов: Мысли правильные, да. Я бы сказал, что если люди не предприниматели, а просто наемные рабочие, мастера, хорошие профессионалы своего дела, то просто я их прошу отнестись с пониманием к предпринимателям, которые дают хоть какую-то работу, потому что даже самозанятый человек, который оказывает какие-то услуги, является первичным звеном в цепи событий, которые в итоге обеспечивают работой большое количество людей, которые в найме работают. Поэтому есть просьба с пониманием отнестись к предпринимателям, помочь им подняться, восстановиться. Мы все в чем-то потеряли, во всем мире, в том числе и в России. Это нужно переосмыслить, ничего в этом страшного нет. Да, возможно, кто-то потерял бизнес и больше не будет занимать эту нишу, так как придется развивать что-то другое. Много предпринимателей, которые мыслят позитивно и стараются увидеть новые возможности. Конечно, не нужно паниковать, отчаиваться, стрессовать. Сейчас ведь даже ситуация другая. В 90-е годы, например, в 1998 году, когда случился дефолт, кого-то могли застрелить из-за долгов, кто-то сам оканчивал жизнь самоубийством. Сейчас не надо этого делать, нет таких проблем, всегда можно разрулить ситуацию, всегда можно вернуть долги – все понимают, почему возникли эти долги. Всегда можно договориться. Надо успокоиться, договориться и развиваться.
И. Греднев: Большое тебе за это спасибо! Буквально месяц назад я написал большую статью на тему художественного образа предпринимателя в глазах общества; как у нас люди относятся, смотрят через призму кино, заявлений правительства к тем, кто реально созидает, так сказать, на первой линии обороны предпринимательством в создании продукта: платежи, налоги, найм людей. Этот человек – предприниматель – по сути ответственен перед всеми: перед инвесторами, государством, клиентами, поставщиками, сотрудниками, и, в большинстве случаев, те, кто не находится в его состоянии (даже родственники иногда), не понимают всей трудности его положения, того насколько это стрессовая ситуация для предпринимателя.
   А. Кобальнов: Я думаю, что на самом деле, людей сложно обвинять в том, что они не понимают, не действуют в рамках своей компетенции и в их картине мира не всё укладывается. Ты еще забыл сказать об ответственности. У предпринимателя очень большая ответственность перед своей семьей.
И. Греднев: Конечно! Перед своим ближним кругом.
А. Кобальнов: Да. Но вот этот кризис, который сейчас произошел, отличается тем, что в сфере малого предпринимательства было очень много непрофессионалов. Люди начинали с кемпинга, с иных сомнительных предприятий; кто-то начинал наемным рабочим. Затем такой человек увидел какие-то бизнес-процессы и решил, что легко сделает то же самое, открыл компанию и начал действовать, толком не понимая сути дела. Мне кажется, что этот кризис «вычистит» из рядов предпринимателей неэффективных и случайных участников. То есть люди пришли в эту сферу попробовать, попытаться, но они не созидатели, они просто спаразитировали на чем-то. Сейчас рынок так устроен, что цепочки поставок товаров и услуг сокращаются до минимума. То есть производитель и потребитель скоро будут соединены напрямую. Здесь есть много моментов, связанных с этим, люди случайные себе применения не найдут в таком случае. Если же человек предприниматель, то он откроет новую компанию, увидит новые возможности и будет развиваться дальше. Я думаю, что экономике в целом на пользу та встряска, которая сейчас произошла. Очень надеюсь, что на пользу. Если бы и политика государства в отношении предпринимательства была несколько иной, то экономику в стране было бы поднять намного проще.
И. Греднев: Спасибо! И еще один вопрос, наверное, заключительный. Какие перспективы лично ты видишь для своего проекта на период 1 год, 2, 5 или 7 лет? Какие возможности могут открыться для тебя, настоящих и потенциальных деловых партнеров?
А. Кобальнов: Ну, во-первых, я уже говорил о том, что наш проект является партнерским. Есть цель – сформировать пул партнеров, очень сильный, с которым мы будем развиваться. Я хочу, чтобы владелец магазина, или любой человек с помещением, которые будут работать в нашей системе, открыл еще, как минимум, 5 магазинов. Также есть цель, чтобы те маленькие производители, на которых мы опираемся, смогли продавать свой товар в других регионах, и не только продавать, но и производить в других регионах под собственной товарной маркой. Мы приветствуем то, чтобы каждый предприниматель развивал свою собственную товарную марку. Чтобы владелец магазина, производитель кефира, снеков или еще чего-либо развивал свой бизнес. И если говорить о наших желаниях, то бизнес-модель нашего проекта позволяет достаточно быстро масштабироваться в любом регионе. То, что мы делаем, привязано не только к России, те бизнес-процессы, которые мы автоматизировали, взяли в управление, они в ритейле практически в любой стране есть, за исключением Северной Кореи. Нюансы есть везде свои, но сама база, основа – везде одинакова. Поэтому я вижу, что через пять лет наш проект будет запущен в нескольких странах мира, не только в России. Через 2 года мы хотим открыть в Москве в течение полугода 1000 магазинов с нашими партнерами. Вот такая цель у нас стоит на ближайшую перспективу.
И. Греднев: Амбициозно! И мне понравилась твоя мысль о том, что вы поддерживаете небольшие национальные отечественные бизнес-предприятия, которым сложно встроиться в крупные сети из-за их, скажем так, малых объемов производства. Они не могут заполнить своими товарами полки сетевых магазинов, таких как «Магнит», «Пятерочка», а вы своим проектом даете им возможность работать на локальном рынке.
А. Кобальнов: Да, мы даем такую возможность. У нас есть такой упор на производителей, чтобы они условно-бесплатно поставляли товар на полки магазинов, не затрачивая для этого средства на маркетинг, на продвижение. Каждый маленький производитель должен сконцентрироваться на своем продукте, а продажи мы ему обеспечим, потому что наша система позволяет потребить объемы маленького производителя практически полностью, любые, какие у него есть, и расставить их по полкам магазинов. Еще есть возможности для производителей: если сейчас, например, они работают только в Краснодарском крае, то, когда мы развернем сервис, к примеру, в Башкирии, то какой-то местный производитель может реально открыть производство в Барнауле. И там мы будем покупать у него его товар под его торговой маркой. Это вполне реально. Если раньше производитель даже не думал об этом (например, те кто производит разные виды сыров в Адыгее), то теперь он может развернуть свое микропроизводство в другом регионе. Мы ему в этом поможем. И таких производителей очень много. Это и кондитерские изделия, и овощи, и колбасные изделия, и разнообразная переработка. Сфера деятельности очень широкая, практически все товары.
И. Греднев: Мне так и хочется сказать: товары у дома по доступным ценам, по конкурентоспособным ценам, для любого населения!
А. Кобальнов: Я бы сказал так: мы – предприниматели, мы созданы для того, чтобы зарабатывать деньги. Те, кто в теме ритейла, знает проблему федеральных компаний, связанную со скидками и акционными товарами. Рентабельность у них очень сильно упала, а мы создаем партнерскую сеть, чтобы все зарабатывали. Наш товар должен быть по соотношению «цена-качество» оптимальными, то есть, если это дешевый сегмент, то здесь тоже есть товары по цене и качеству и хорошие, и не очень. Мы делаем ставку на товары, у которых хорошее соотношение цены и качества. Мы очень грамотно отбираем товары в товарную матрицу. Одна из наших целей такова: учитывая то, что наши магазины расположены в шаговой доступности, мы не хотим торговать дешевым товаром. Мы хотим, чтобы люди четко понимали, за что они переплачивают 5 – 10%, что наш товар оптимален в соотношении «цена-качество», будь то категория «премиум», «эконом» или средний сегмент. Наша цель – дать возможность жителям района, в котором расположены магазины, приобретать именно те товары, на которые у них есть спрос. В этом наша ценность, а не в том, что товар дешевый. Мы не хотим быть дешевыми, мы хотим зарабатывать, и это нормально. Те товары, которые необоснованно дороги, мы просто не берем в матрицу. Переплачивать ничего не надо. Мы хотим дать качественный сервис для конечного потребителя за разумные деньги!
Добавляйтесь в группы в социальных сетях:

Комментариев нет:

Отправить комментарий